Рейтинг@Mail.ru
Как безопасно использовать электронную подпись в сделках с жильем в 2024 году
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Электронная подпись в сделках с жильем: что нужно знать о ней в 2024 году?

Эксперты рассказали, что нужно знать об электронной подписи в сделках с жильем

© РИА Новости / Наталья Селиверстова | Перейти в медиабанкСтрочки с цифрами на экранах компьютера и ноутбука
Строчки с цифрами на экранах компьютера и ноутбука - РИА Новости, 1920, 17.05.2024
Читать в
Оглавление
Цифровые технологии, вроде электронной подписи, облегчают многие операции, в том числе делают проще документооборот. Однако их использование таит в себе немало рисков. Эксперты рассказали "РИА Недвижимость", для чего используется электронная подпись, в чем ее удобство и какие риски могут поджидать тех, кто выбирает ее для заключения сделок с жильем.

Виды электронных подписей

Сегодня заключить сделку по продаже или дарению недвижимости можно дистанционно, находясь в разных городах страны. Для этого необходимо использовать электронную цифровую подпись.

Электронная подпись равнозначна собственноручной?

Факт подписания электронного документа электронной подписью абсолютно равен факту собственноручного подписания бумажного документа.
По уровню значимости такие подписи подразделяются на:
  • простые;
  • усиленные неквалифицированные;
  • усиленные квалифицированные.

Что значит простая электронная подпись?

Простые электронные подписи представляют собой логин и пароль, которым можно воспользоваться для ограниченного числа операций – например, для авторизации на интернет-сайте или СМС-код от банка.
С их помощью также можно использовать сервисы на портале "Госуслуг": записаться к врачу или оплатить ЖКУ.
ВАЖНО! Данный вид подписи позволяет установить, что электронный документ подписан определенным лицом, однако не защищает документ от подделки.

Что такое усиленная неквалифицированная электронная подпись?

Усиленная неквалифицированная подпись, в отличие от простой электронной, позволяет не только установить личность подписанта, но и определить, не вносились ли изменения в подписанный электронный документ, то есть подтвердить целостность такого документа.
Достигается это, по разъяснениям Федеральной нотариальной палаты (ФНП), за счет ассиметричного шифрования, используемого при криптографической защите информации.
Такую подпись можно использовать, к примеру, для того, чтобы обратиться за налоговым вычетом на сайте ФНС или оформить электронную сделку купли-продажи автомобиля на портале "Госуслуг".
ВЭФ-2022. Работа форума - РИА Новости, 1920, 09.11.2022
Удобство с риском: чем опасна цифровизация регистраций сделок с жильем

Чем отличается усиленная квалифицированная электронная подпись?

Усиленные квалифицированные электронные подписи действительны по всей России и полностью заменяют собственноручные "автографы". Их можно применять практически в любых сферах правоотношений.
Например, для доступа ко всем сервисам портала "Госуслуг", среди которых: регистрация прав на недвижимость, распределение пенсионных накоплений, подача документов для поступления в вуз, разъясняют в ФНП.

Получение и стоимость ЭП

Где получать электронную подпись?

Физические лица могут получить электронную подпись в аккредитованных удостоверяющих центрах – можно обратиться в любой ближайший, объясняет генеральный директор цифровой платформы для электронного документооборота "СберКорус" Виталий Тарасов. Список таких центров есть на сайте Минцифры.
Руководители юридических лиц получают сертификат электронной подписи в Удостоверяющем центре (УЦ) ФНС или у его доверенных лиц.
В коммерческих удостоверяющих центрах можно приобрести токен и лицензию КриптоПро CSP, которые потребуются для получения и работы с сертификатом от удостоверяющего цента ФНС, добавляет эксперт.
УЦ Федерального казначейства выдает сертификаты всем бюджетным организациям и их руководителям. Удостоверяющий центр ЦБ РФ выдает сертификаты руководителям кредитных и финансовых организаций.
«

"Что же касается индивидуальных предпринимателей, то они выпускают квалифицированный сертификат ЭП физического лица, но в нем указаны не только его персональные данные, но и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя", – говорит Тарасов.

Генеральный директор цифровой платформы для электронного документооборота СберКорус Виталий Тарасов
Виталий Тарасов
Генеральный директор цифровой платформы для электронного документооборота "СберКорус"
Индивидуальные предприниматели также получают сертификат электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных лиц на сайте ФНС. Токен и лицензию КриптоПро CSP они могут купить в коммерческих УЦ, добавляет он.

Сколько стоит получение электронной подписи?

Простые электронные подписи выдаются бесплатно всем пользователям соответствующего портала или клиентам банка. Также физические лица могут получить на безвозмездной основе усиленные неквалифицированные электронные подписи. В частности, это можно сделать в приложении "Госключ", разъясняют в Федеральной нотариальной палате.
Средняя цена сертификата квалифицированной электронной подписи в аккредитованном Минцифры удостоверяющем центре для физлиц на один год и три месяца составляет порядка 2 тысяч рублей.
Отдельно надо заплатить за лицензию на криптографическое ПО и за защищенный носитель. Ведь обычный флеш-накопитель в качестве носителя для УКЭП использовать нельзя, так как он не защищен криптографическими алгоритмами. Необходимы токен или смарт-карта. Средняя их стоимость по рынку составляет от 1 тысячи рублей.
Бессрочная лицензия в среднем стоит 2,7 тысячи рублей, годовая лицензия – около 1,4 тысячи рублей. Также есть лицензия, встраиваемая в состав сертификата в момент его создания, которая стоит около 1 тысячи рублей, добавляет Тарасов.
То есть пользователю придется приобрести токен и сертификат, а также лицензию на криптографическое ПО и за защищенный носитель.
Люди за ноутбуками - РИА Новости, 1920, 16.05.2024
Стоит ли бояться электронных технологий при операциях с недвижимостью?

Как читать и проверять ЭП

В каком виде отображается электронная подпись на документе?

Визуальное отображение цифровой подписи на электронном документе предусмотрено ФЗ "Об электронной подписи", а требования к штампу о такой подписи установлены соответствующим Национальным стандартом РФ.
ВАЖНО! Штамп на документе еще не подтверждает, что он подписан электронной подписью, предупреждают в ФНП. Поэтому если вы принесете на сделку по недвижимости бумажную его версию, пусть даже и со штампом, он не будет иметь никакой силы.
Необходимо учитывать, что бывает присоединенная и отсоединенная электронная подпись. Первая "вшита" внутрь документа в результате криптографического преобразования, а вторая хранится отдельно от электронного документа и содержит его хэш (уникальный набор символов, присущий только этому массиву информации) и реквизиты.

Как проверить, действительна ли электронная подпись?

Проверить наличие присоединенной подписи или соответствие отсоединенной подписи электронному документу можно при помощи специального программного обеспечения или онлайн-сервисов, например, портала Госуслуг, а также сайтов удостоверяющих центров.
Если все в порядке, то выйдет надпись "Подлинность документа подтверждена", а под ней будут данные о статусе сертификата электронной подписи, его сроке действия, владельце и издателе.

Как использовать ЭП в сделках с недвижимостью

В каких операциях с недвижимостью можно использовать цифровую подпись?

Квалифицированной электронной подписью можно в режиме онлайн подписать договор на практически любое действие с недвижимостью: продажу, дарение, аренду или передачу в залог, рассказывают в Федеральной нотариальной палате. Для этого нужно загрузить необходимые документы на сайт Росреестра, а затем заверить их с помощью ЭП сторон сделки.
Такая подпись необходима для получения и ряда нотариальных услуг удаленно, через портал notariat.ru.
Например, онлайн можно внести средства на депозит нотариуса для дальнейшего расчета по сделке с недвижимостью, совершить исполнительную надпись для взыскания долга за аренду квартиры без суда и передать на хранение электронные документы на жилье, а также получить выписку из ЕГРН, если на то есть веские основания.
Макет дома - РИА Новости, 1920, 08.04.2020
Дистанционные продажи "вторички" или не работают, или опасны

Есть ли документы, которые нельзя подписать электронной подписью?

Согласно пункту 1 ст. 1124 Гражданского кодекса РФ, запрещено совершать завещания в электронной форме, обращают внимание в Федеральной нотариальной палате.
Кроме того, нотариус не примет документ, подписанный электронной подписью, созданной с использованием средств криптографии иностранного государства, если между Россией и этой страной не имеется договора о взаимном признании таких подписей и трансграничной передаче электронных данных.
Люди рассматривают карту - РИА Новости, 1920, 13.11.2023
Соблюдай дистанцию! Мастер-класс по сделкам с жильем на расстоянии

Как пользоваться электронной подписью на компьютере?

Для работы с электронной подписью на токенах необходимо настроить рабочее место: установить специальную программу для работы с ЭП КриптоПро CSP, которая устанавливается на компьютер, затем инсталлировать драйверы для токена и установить корневые сертификаты и личный сертификат электронной подписи, разъясняет Тарасов.

Риски при использовании ЭП

Возможна ли подделка электронной подписи?

Подделать цифровую подпись практически невозможно, а деятельность аккредитованных удостоверяющих центров, выпускающих цифровые подписи, тщательно регулируется государством. Кроме того, с 2019 года сделки с электронной подписью стало разрешено проводить только после заявления собственника о согласии на такой формат, объясняют в Федеральной нотариальной палате.
Тем не менее, ежегодно ФНС выявляет десятки тысяч нарушений с использованием электронной подписи. В частности, существует риск того, что злоумышленники завладеют уже готовой чужой подписью. Здесь главную роль играет человеческий фактор – после получения электронной подписи люди часто не знают, как правильно ее хранить, а иногда становятся жертвой излишнего доверия и передают ее в руки мошенников практически добровольно.
Дом под заселение по программе реновации в Москве - РИА Новости, 1920, 19.04.2023
Нотариус рассказала, чем опасна электронная подпись в сделках с жильем

Как мошенники могут использовать электронную подпись?

Завладев чужим "автографом", преступники могут, например, оформить на человека кредит, продать или подарить его недвижимость, совершить финансовые махинации и многое другое, предупреждают в ФНП.
Использование электронной подписи с нарушением конфиденциальности ключа не освобождает ее владельца от ответственности за неблагоприятные последствия.
Кроме того, при использовании электронной подписи также существует риск, что владелец жилья заключает сделку под давлением. Ведь при личном присутствии на ней сторон, когда сделку удостоверяет нотариус, он устанавливает личность, проверяет дееспособность обратившихся людей, законность представленных документов, разъясняет сторонам юридические и правовые последствия, а также выясняет и фиксирует действительные намерения продавца и покупателя. При проведении сделки онлайн сделать это невозможно.

Безопасность использования ЭП

Как защитить электронную подпись от мошенников?

Чтобы обезопасить свою электронную подпись, по словам Тарасова, необходимо:
  • хранить ключ ЭП на сертифицированном носителе, который гарантирует невозможность извлечения закрытого ключа;
  • не передавать носитель ключа (токен) электронной подписи третьим лицам и не предоставлять им пин-код от токена;
  • регулярно менять пин-код к токену после получения ЭП для предотвращения несанкционированного доступа;
  • использовать сложные пин-коды, не связанные с личной информацией, такой как даты рождения и избегать использования одних и тех же паролей на всех ресурсах, чтобы диверсифицировать риски.

Что делать, если ключ ЭП потерян или украден?

В том случае, если есть опасения, что ключ был скомпрометирован или его просто потеряли, необходимо немедленно уведомить удостоверяющий центр, где была выпущена ЭП для прекращения действия сертификата, инструктирует Тарасов.
Правда для того, чтобы получить новый ключ, придется повторно проходить всю процедуру идентификации. Ведь восстановить ключ ЭП невозможно, потому что он хранится в единственном экземпляре у его владельца, предупреждает эксперт.

Как наверняка защитить электронную подпись при сделке в недвижимостью?

Что же касается непосредственно безопасного проведения сделок с недвижимостью, в Федеральной нотариальной палате советуют все же лично присутствовать на сделке и привлекать к ней нотариуса. В этом случае ни продавцу, ни покупателю не нужно приобретать электронную подпись для совершения подобных сделок – они оставят свои подписи на специальном планшете, а затем готовый документ будет удостоверен усиленными квалифицированными электронными подписями нотариусов.
Сведения о документе и подписи зашифровываются в регистрационной карточке ЕИС нотариата, что защищает документ от какой-либо подделки.
Кадр из фильма Терминатор(1984)
Восстание машин: как не потерять жилье из-за электронной подписи
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала